Факультет доуниверситетского образования
Белорусского государственного университета

Летняя школа русского языка 2019

ЛЕТНЯЯ ШКОЛА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

 

  • Летняя школа русского языка проводится в период с июля по август. Учебный план построен по модульному принципу, в зависимости от выбираемой слушателем интенсивности (20 часов в неделю), профессиональной ориентации  и сроков обучения (4, 6, 8 недель); общий объем часов варьируется от 80 до 160 часов.

ПРОГРАММА КУРСА 

 1.ОПИСАНИЕ КУРСА

 Настоящий  курс предназначен для реализации требований образовательной программы обучающих курсов русского языка как иностранного для иностранных граждан  в Летней школе русского языка. В процессе обучения студенты смогут пройти курс изучения (элементарного, базового,  первого сертификационного)  уровня  владения русским языком как иностранным) в соответствии  со стандартными требованиями учебной программы для иностранных студентов, соответствующей  сертификационным  уровням  – А1 (А2, В1).

 2.ТРУДОЁМКОСТЬ КУРСА

 В соответствии с учебными планами  образовательной программы обучающих курсов  по учебной дисциплине «Русский язык как иностранный»  общая трудоёмкость курса составляет  –  4 зачётных единицы за каждые  четыре недели обучения/ 120часов,  в том числе аудиторных – 80 часов, самостоятельных занятий  – 40часов.

 Содержание учебного материала

Название учебной дисциплины

количество часов

всего/аудит.

кредиты

учебные недели

Русский язык как иностранный.

Общее владение.

120/80

4

1– 4

Русский язык как иностранный.

Общее владение.

120/80

4

 5 – 8

Всего:

240/160

8

 

  ЦЕЛЬ КУРСА

 Коммуникативные цели:

  • сформировать у студентов речевую способность участвовать на русском языке в основных видах коммуникативной деятельности и в пределах, лимитирующих социально-бытовую, социально-культурную и учебно-профессиональную сферы предполагаемого использования языка;
  • ознакомить с определенными типами и видами речевых интенций и коммуникативных программ в вербальной форме, с употреблением норм речевого этикета в соответствии с законами и нормами русского языка;
  • обучить основным видам речевой деятельности: аудированию (монологическая и диалогическая речь), письму (письменному воспроизведению собственного высказывания и письменному продуцированию чужой речи), говорению (диалогическая и монологическая речь) в любой коммуникативной ситуации.

Когнитивные (познавательные)  цели:

  • развивать рациональные способы мышления, умения производить различные логические операции;
  • формулировать задачи планирования и достижения результатов в учебной деятельности на русском языке.

Развивающие  цели:

  • сформировать способность излагать свою точку зрения по заданной проблеме на русском языке; оценивать значимость чужой точки зрения.
  • ознакомить с лучшими достижениями белорусской культуры, погрузить в социокультурную языковую среду.

 КОМПЕТЕНЦИИ

 Участвовать в коммуникации в сфере повседневного общения в пределах  соответствующего уровня владения языком.

  • Осуществлять правильное звуковое, ритмическое и интонационное оформление высказывания в монологической и диалогической речи при минимуме фонетических и фонематических ошибок, не затрудняющих акт коммуникации.
  • Воспроизводить в устной и письменной форме прочитанный или прослушанный текст с заданной степенью свернутости, выделяя необходимую коммуникативно ценную информацию и излагая ее в соответствии с нормами русского языка и в определенной логической последовательности.
  • Создавать собственный устный или письменный текст, состоящий из связных, логичных, грамматически правильных высказываний, построенных в соответствии с коммуникативным заданием.
  • Уметь реализовывать определенные типы и виды речевых интенций в вербальной форме в соответствии с законами и нормами русского языка и речевым этикетом.
  • Использовать лексический минимум соответствующего уровня  владения русским языком как иностранным, обслуживающим в основном повседневную и   социально-культурную сферы общения.
  • Использовать лингвистические навыки в учебно-профессиональной деятельности.

 РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА

 По   завершению курса cтудент  сможет:

  • уметь вступать в реальную коммуникацию на русском языке в сфере повседневного и учебно-профессионального общения на соответствующем уровне владения;
  • владеть лексическим минимумом соответствующего уровня, обслуживающим в основном повседневную, социально-культурную и сферы общения;
  • анализировать и интерпретировать информацию, изложенную в устном или письменном тексте, а также давать оценку авторским выводам;
  • написать резюме и сопроводительное письмо, принимать участие в собеседованиях, в том числе в онлайн-режиме на русском языке;
  • организовать свою речевую деятельность в соответствии с нормами и формами речевого этикета современного русского языка.

 Учебные программы данных курсов РКИ  содержат материал, соответствующий требованиям сертификационных  уровней владения русским языком как иностранным:

            Начальный уровень -  А I: Элементарное общение (язык выживания)

                                                             Культурно-речевая адаптация

                                                             Практика русской разговорной речи

            Базовый уровень    –  A II:  Корректировочный лексико-грамматический курс                              

                                                              Интенсивный курс речевой практики и чтения

                                                              Курс профессионально ориентированного языка

            Пороговый  уровень – B I:  Трудные случаи русской грамматики

                                                              Язык бизнеса и коммерции. Деловая переписка

                                                               Русская и белорусская культура и цивилизация

                                                               Русская разговорная речь

            Уровень бакалавра –  B II:  Практическая грамматика  

                                                               Коммуникация в сфере повседневного и профессионально

                                                               ориентированного общения

 Летняя школа ориентирована на различные образовательные программы (по запросам слушателей):

       Доуниверситетская – адаптация к обучению на подготовительных факультетах (ФДО

       БГУ);

       Профессионально ориентированная – для будущих студентов, магистрантов и

       аспирантов в зависимости от выбранной специальности (модули гуманитарных, эконо-

       мических, физико-математических, химико-биологических  дисциплин);

       Курсы с элементами профессиональной ориентации – для работников

        дипломатического корпуса и членов их семей, таможенных служб и пограничников,   

        для туризма -   экскурсоводов и туристов, медперсонала, аниматоров, официантов и т.д.

 Обучение происходит в условиях русской языковой среды, имея временную концентрацию, представляет собой интенсивный период обучения языку (от 4 недель по 20-30 часов ежедневно). Его интенсивности способствует проводимый в начале обучения  курс культурно-речевой адаптации к определенному режиму социально-бытового поведения, к ежедневному восприятию, усвоению языка, к применению изучаемого языкового материала в различных естественных ситуациях общения.

  • Интенсивность поддерживается включением в учебный процесс, кроме модуля  работы с учебно-методическими и дидактическими материалами,  модуля работы с Интернет-ресурсами, модуля работы с аутентичными  материалами (средства массовой информации,  аудио/визуальные средства), модуля диагностического контрольно-измерительного тестирования.
  • На факультете подготовлен Учебно-методический комплекс нового поколения  «Русский язык как иностранный. Общее владение». Это издание было удостоено первой степени в Национальном конкурсе «Мастацтва кнiгi – 2017. Залаты фаліянт» в тематической номинации «Падручнiк новага стагоддзя» (Учебник нового столетия). По итогам XIV Международного конкурса государств-участников СНГ «Искусство книги» (Москва, июнь 2017) издание получило 2-е место в номинации «Учебная литература и образование».  
  • Ежедневные занятия в аудитории проходят с использованием современных инновационных технологий обучения, предполагающих полиформатность уроков; интерактивные, ролевые, деловые игры; организацию круглых столов, дискуссии по темам межкультурной коммуникации; учебные экскурсии и  внеаудиторные лингвострановедческие мероприятия с целью  погружении иностранных слушателей в социокультурную среду Беларуси.
  • Слушатели самостоятельно или группой совместно с преподавателем имеют возможность совершить экскурсии в Национальную библиотеку, Центральный Ботанический сад РБ, музейные комплексы города  Минска и по другим  памятным местам Республики Беларусь (за дополнительную плату). Изучение русского языка через приобщение к другой культуре, понимание особенностей менталитета и ценностей белорусского народа, знание традиций и страноведческих реалий обеспечивает ускорение межкультурной коммуникации, комфортное пребывание в иноязычной  языковой среде и позволяет повысить мотивацию и эффективность при изучении русского языка как иностранного в вузах Республики Беларусь.

Стоимость  обучения в Летней школе

№ п/п

Вид учебной программы

Стоимость, дол. США

1.

4 недели по 20 часов (80 часов)

370

2.

6 недель по 20 часов (120 часов)

520

3.

8 недель по 20 часов (160 часов)

690

 НАЧАЛО ЗАНЯТИЙ

01.07.2019 г. - программы 4x20; 6x20; 8x20.

29.07.2019 г. - программы 4x20.

  • Стоимость проживания в студенческом общежитии зависит от комфортабельности общежития и варьируется от 15 до 40 долларов США.
  • Дополнительные услуги: медицинское страхование, встреча в аэропорту или на железнодорожном вокзале, экскурсионные автобусные поездки по Беларуси, организация культурной программы.